ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 декабря 2009 г. № 65-З

Об основах государственной молодежной политики

Принят Палатой представителей 5 ноября 2009 года
Одобрен Советом Республики 19 ноября 2009 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 242-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 8, 2/1794) <H11100242>;

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978) <H11200426>;

Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 274-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.06.2015, 2/2272) <H11500274>;

Закон Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. № 434-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.10.2016, 2/2432) <H11600434>

 

Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений государственной молодежной политики как важного элемента государственной политики в области социального, экономического и культурного развития Республики Беларусь.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

государственная молодежная политика – система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан (далее, если иное не определено настоящим Законом, – молодежь) и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества;

молодая семья – семья, в которой оба или один из супругов (родитель в неполной семье) находятся в возрасте до тридцати одного года;

молодежная кадровая политика – деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, а также республиканских молодежных общественных объединений по обеспечению функционирования системы поддержки и служебного продвижения работающих молодых граждан, направленная на повышение их профессиональной компетентности и мотивации, привлечение к решению актуальных и перспективных задач социально-экономического развития страны;

молодые граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.

Статья 2. Законодательство о государственной молодежной политике

Законодательство о государственной молодежной политике основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цели государственной молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются:

всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному, профессиональному и физическому развитию;

создание условий для самореализации, свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;

социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;

расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.

Статья 4. Принципы государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика основывается на принципах:

защиты прав и законных интересов молодежи;

сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

обеспечения молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;

научной обоснованности и комплексности;

гласности;

участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики;

приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики;

межведомственного сотрудничества и взаимодействия.

Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики

Субъектами государственной молодежной политики являются:

молодежь;

молодые семьи;

молодежные общественные объединения;

государственные органы и иные организации, участвующие в пределах своей компетенции в реализации государственной молодежной политики.

Статья 6. Государственные программы (подпрограммы) в сфере государственной молодежной политики

В целях совершенствования правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий государственной молодежной политики, обеспечения ее комплексности и согласованности с иными направлениями государственной политики разрабатываются государственные программы (подпрограммы) в сфере государственной молодежной политики.

Разработка и утверждение государственных программ (подпрограмм) в сфере государственной молодежной политики осуществляются с учетом мнения субъектов государственной молодежной политики.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 7. Осуществление государственного регулирования и управления в сфере государственной молодежной политики

Государственное регулирование и управление в сфере государственной молодежной политики осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Президент Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики определяет единую государственную молодежную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики:

осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;

рассматривает ежегодный доклад Министерства образования Республики Беларусь о положении молодежи в Республике Беларусь;

утверждает государственные программы (подпрограммы) и осуществляет контроль за их реализацией;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Министерства образования Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики

Министерство образования Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, ответственным за осуществление государственной молодежной политики.

Министерство образования Республики Беларусь в сфере государственной молодежной политики:

проводит государственную молодежную политику;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов;

осуществляет государственное регулирование и управление;

координирует деятельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации государственной молодежной политики;

разрабатывает проекты государственных программ (подпрограмм) и осуществляет контроль за их реализацией;

устанавливает порядок формирования и осуществляет ведение республиканского реестра молодежных и детских общественных объединений, ассоциаций (союзов) молодежных и детских объединений в Республике Беларусь (далее – молодежные и детские объединения), пользующихся государственной поддержкой;

осуществляет взаимодействие и сотрудничество с молодежными и детскими объединениями по вопросам государственной молодежной политики;

осуществляет информационное и научно-методическое обеспечение государственной молодежной политики;

обеспечивает организацию, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере государственной молодежной политики, внедрение их результатов;

участвует в заключении международных договоров, исполняет международные договоры Республики Беларусь, выполняет иные международные обязательства Республики Беларусь по вопросам молодежной политики, а также представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики;

осуществляет координацию деятельности и методическое обеспечение структурных подразделений по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам государственной молодежной политики;

осуществляет в пределах своей компетенции молодежную кадровую политику;

содействует становлению и развитию молодежного волонтерского движения;

обеспечивает развитие, общую координацию и контроль деятельности студенческих отрядов в Республике Беларусь;

содействует развитию инновационной активности молодых граждан, продвижению и реализации их перспективных проектов, научно-технических разработок, представляющих практический интерес и значимость для социально-экономического развития страны;

принимает меры по стимулированию деятельности государственных органов и иных организаций, а также граждан в сфере государственной молодежной политики;

содействует реализации государственных гарантий по социальной поддержке молодых специалистов и (или) молодых рабочих (служащих) в соответствии с законодательством;

оказывает информационную, организационную и финансовую поддержку в проведении мероприятий, осуществляемых в рамках реализации молодежных общественно значимых инициатив;

готовит ежегодный доклад о положении молодежи в Республике Беларусь;

утверждает положение о многопрофильном центре по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания);

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Министерство образования Республики Беларусь реализует свои полномочия также через структурные подразделения по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов.

Статья 11. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов в сфере государственной молодежной политики

Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере государственной молодежной политики в пределах своей компетенции:

проводят государственную молодежную политику;

устанавливают порядок формирования и осуществляют ведение местных реестров молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;

осуществляют информационное обеспечение деятельности по реализации государственной молодежной политики;

организуют работу с молодежью по месту жительства (месту пребывания);

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные государственные органы участвуют в осуществлении государственной молодежной политики в соответствии с их компетенцией.

ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 12. Направления государственной молодежной политики

Основными направлениями государственной молодежной политики являются:

гражданское и патриотическое воспитание молодежи;

содействие формированию здорового образа жизни молодежи;

государственная поддержка молодых семей;

содействие реализации права молодежи на труд;

государственная поддержка молодежи в получении образования;

государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи;

реализация молодежной кадровой политики;

содействие реализации права молодежи на объединение;

содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив;

международное молодежное сотрудничество.

Государственная молодежная политика может осуществляться и по другим направлениям.

Статья 13. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи

В целях формирования у молодежи патриотизма, национального самосознания, правовой и политической культуры, развития осознанного, ответственного и активного стремления к участию в общественной жизни страны государство разрабатывает систему мер по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи.

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи направлено на усвоение молодежью общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи осуществляется путем:

поддержки создания и функционирования молодежных общественных объединений с соответствующими целями деятельности;

проведения республиканских (региональных) фестивалей молодежных общественных объединений по гражданской и патриотической тематике;

организации «круглых столов», семинаров по вопросам гражданского и патриотического воспитания молодежи;

организации спортивно-патриотических лагерей;

создания при воинских частях нештатных центров патриотического воспитания молодежи;

поддержки деятельности оперативных молодежных отрядов, молодежных добровольных дружин и иных форм правоохранительного движения среди молодежи;

организации взаимодействия с ветеранскими организациями;

выпуска учебно-исторической, методической и художественной литературы, показа художественных, документальных фильмов и театральных постановок по гражданской и патриотической тематике;

проведения иных мероприятий, направленных на создание условий для гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Статья 14. Содействие формированию здорового образа жизни молодежи

Государство обеспечивает необходимые условия для формирования здорового образа жизни молодежи.

Содействие формированию здорового образа жизни молодежи осуществляется путем:

организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, привлечения молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

создания условий для обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом;

проведения совместно с организациями физической культуры и спорта спортивно-массовых мероприятий;

создания с участием молодежных общественных объединений и иных организаций физкультурно-оздоровительных, спортивных центров (комбинатов, комплексов, центров физкультурно-оздоровительной работы), физкультурно-спортивных клубов;

строительства физкультурно-спортивных сооружений;

организации оздоровления и санаторно-курортного лечения в соответствии с законодательством;

пропаганды здорового образа жизни;

запрета реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива и табачных изделий несовершеннолетним;

организации и проведения иных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни молодежи.

Государственные организации здравоохранения осуществляют оказание необходимой медицинской помощи молодежи, в том числе проводят в порядке, установленном законодательством, ежегодную диспансеризацию несовершеннолетних, учащихся и студентов.

Статья 15. Государственная поддержка молодых семей

Государство принимает меры по созданию надлежащих условий для укрепления института семьи, стимулирования молодежи к созданию семьи с несколькими детьми и обоими родителями, состоящими в первом браке, сочетания родителями трудовой деятельности и исполнения семейных обязанностей, улучшению жилищных условий молодых семей.

Государство содействует функционированию системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи, включая осуществление мер по созданию системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, издание книг и пособий, организацию программ телевизионными и радиовещательными средствами массовой информации, а также публикаций печатными средствами массовой информации по проблемам семейного воспитания и семейных отношений.

В Республике Беларусь устанавливается система государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Молодым семьям в установленном законодательством порядке предоставляются государственная поддержка на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, иная финансовая помощь государства.

Статья 16. Содействие реализации права молодежи на труд

Государство реализует систему мер, направленных на содействие в профессиональной ориентации и трудоустройстве молодежи, в том числе по экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

Молодежь по достижении шестнадцати лет, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь, имеет право на самостоятельную трудовую деятельность.

Государство обеспечивает молодежи предоставление первого рабочего места и иные гарантии в области содействия занятости в соответствии с законодательством о труде.

В целях защиты трудовых и социально-экономических прав молодежи в коллективные договоры могут включаться положения о предоставлении молодежи дополнительных гарантий в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и других трудовых и социально-экономических условий в соответствии с законодательством о труде.

В Республике Беларусь действует система информирования молодежи, в том числе безработной, о профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда, возможностях получения образования по ним, трудоустройства и временной трудовой занятости, а также осуществляется профессиональная подготовка безработной молодежи по востребованным на рынке труда профессиям.

Для приобщения молодежи к общественно полезному труду и получения ею трудовых навыков организуется временная трудовая занятость молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время определяется Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.

Статья 17. Государственная поддержка молодежи в получении образования

В Республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность основного, дополнительного и специального образования в случаях, порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами.

Государство оказывает поддержку молодежи в получении образования, создает и обеспечивает для этого необходимые условия, в том числе путем:

финансирования из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования;

создания условий для получения образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов молодежи;

предоставления возможности выбора учреждений образования, форм получения образования, специальностей, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;

создания специальных условий для получения образования молодыми гражданами с особенностями психофизического развития;

установления мер социальной защиты, включая стипендиальное обеспечение, предоставление отпусков, обеспечение местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;

содействия в предоставлении на льготных условиях кредитов для получения высшего образования на платной основе в установленном законодательством порядке.

Дополнительную поддержку при получении образования государство оказывает молодым гражданам из многодетных семей, из числа инвалидов, проживающим в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, достигшей особых успехов в учебе, культуре, искусстве, спорте и общественной работе.

В целях обмена опытом, участия в международных образовательных мероприятиях, а также для повышения образования молодежь может направляться на обучение за пределы Республики Беларусь. Порядок направления молодежи на обучение за пределы Республики Беларусь устанавливается законодательством.

При получении образования отношения между молодежью и учреждениями образования, иными организациями системы образования, реализующими образовательные программы, строятся на принципах равенства и взаимного уважения прав и свобод.

Статья 18. Государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи

В целях выявления, становления, развития, реализации и сохранения интеллектуального и творческого потенциала молодежи, обеспечения преемственности научных и культурных традиций Республики Беларусь государство реализует систему мер по поддержке талантливой и одаренной молодежи и созданию условий для ее плодотворной деятельности.

В Республике Беларусь организуются мероприятия, в том числе олимпиады и конкурсы, направленные на выявление талантливой и одаренной молодежи, проводится постоянный мониторинг работы с такой молодежью, ведутся банки данных талантливой и одаренной молодежи.

Ведение банка данных талантливой молодежи осуществляется Министерством культуры Республики Беларусь либо организацией, им уполномоченной.

Ведение банка данных одаренной молодежи осуществляется Министерством образования Республики Беларусь либо организацией, им уполномоченной.

Конкретные меры по государственной поддержке талантливой и одаренной молодежи, в том числе выплата установленных стипендий и видов премий, оказание материальной помощи, выделение грантов, а также порядок их применения определяются законодательством.

В целях выявления молодежи, имеющей лидерские и организаторские качества, способной к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях, создается перспективный кадровый резерв. Порядок формирования и ведения перспективного кадрового резерва устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Статья 181. Реализация молодежной кадровой политики

В целях обеспечения эффективного использования и функционирования системы поддержки и служебного продвижения работающих молодых граждан государство осуществляет молодежную кадровую политику, определяет меры по ее развитию и совершенствованию.

Молодежная кадровая политика реализуется путем:

обеспечения научного, методического и организационного сопровождения молодежной кадровой политики;

создания республиканского координационного совета по реализации и совершенствованию молодежной кадровой политики в Республике Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

переподготовки, повышения квалификации, стажировки работающих молодых граждан;

формирования и ведения перспективного кадрового резерва;

мониторинга профессионального развития лиц, состоящих в перспективном кадровом резерве;

оценки эффективности подбора кандидатов в перспективный кадровый резерв и работы с ним;

организации работы, ориентированной на развитие управленческих навыков работающих молодых граждан;

развития лидерских качеств и творческих способностей молодых граждан;

принятия действенных мер по профессиональной ориентации молодежи;

проведения профессиональных конкурсов среди работающих молодых граждан;

повышения роли трудового коллектива в системе подбора и карьерного продвижения молодежи.

В целях содействия подготовке кадров и адаптации в трудовом коллективе работающих молодых граждан может реализовываться система наставничества как форма обеспечения профессионального становления работника. Порядок и условия организации наставничества регулируются локальными нормативными правовыми актами.

Статья 19. Содействие реализации права молодежи на объединение

Молодежь имеет право в соответствии с законодательными актами создавать молодежные общественные объединения, деятельность которых направлена на удовлетворение и защиту ее гражданских, социальных, культурных и иных прав и законных интересов.

Ни одно молодежное общественное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи.

Не допускаются прямое или косвенное принуждение молодежи к вступлению в молодежные общественные объединения, а также запрет на участие в их деятельности, в том числе основанные на использовании ее зависимого положения.

Государство формирует систему правовых и экономических гарантий, которые обеспечивают всем молодежным общественным объединениям равные возможности для участия в общественной жизни Республики Беларусь.

В целях создания необходимых условий для функционирования молодежных общественных объединений государство может оказывать молодежным общественным объединениям материальную и организационную поддержку.

Государственные органы и иные организации вправе передавать в установленном законодательством порядке молодежным общественным объединениям здания и сооружения, иное имущество, необходимые для осуществления их деятельности.

Статья 20. Содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив

Государство содействует развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив.

В целях воспитания молодежи путем привлечения к общественно полезному труду, приобретения ею профессиональных и управленческих навыков государство способствует созданию студенческих отрядов – добровольных объединений молодых граждан, получающих общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, а также других категорий молодых граждан, изъявивших желание в свободное от учебы и работы время осуществлять трудовую деятельность.

Порядок формирования и деятельности студенческих отрядов устанавливается законодательством.

В Республике Беларусь создаются условия для развития молодежного волонтерского движения – добровольной деятельности молодежи, осуществляемой на безвозмездной основе, направленной на развитие у молодежи чувства взаимопомощи, создание условий для реализации молодежных инициатив по поддержке различных социальных групп населения, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, снижение рисков вовлечения молодежи в антиобщественное поведение, достижение иных социально значимых общественных целей.

Государство содействует становлению и развитию волонтерского движения, в том числе посредством оказания поддержки молодежным общественным объединениям с соответствующими целями деятельности.

Для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан, реализации их права на труд государство содействует развитию предпринимательской инициативы путем формирования навыков предпринимательской деятельности, проведения мероприятий, направленных на развитие интереса молодых граждан к предпринимательской деятельности, повышению конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда.

Государство может оказывать содействие развитию и реализации иных общественно значимых молодежных инициатив.

Статья 21. Международное молодежное сотрудничество

Государство содействует международному молодежному сотрудничеству путем:

заключения и реализации в установленном порядке международных договоров о молодежных международных обменах, включения молодежи в систему международных программ;

оказания помощи организаторам и участникам международных молодежных обменов в получении информации, разработке документов и подборе партнеров в сфере международного молодежного сотрудничества;

участия в организации иных мероприятий, способствующих развитию международного молодежного сотрудничества.

Государство оказывает поддержку в организации и проведении международных молодежных визитов, способствующих развитию дружественных и деловых отношений между странами, обмену опытом в области молодежной политики, в сферах культуры, образования, науки, туризма, спорта и иных сферах.

ГЛАВА 4
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья 22. Финансирование мероприятий государственной молодежной политики

Финансирование мероприятий государственной молодежной политики осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Для финансирования мероприятий в сфере государственной молодежной политики могут создаваться специальные фонды, в том числе по поддержке талантливой и одаренной молодежи.

Порядок формирования и расходования средств фондов, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством.

Статья 23. Информационное и научное обеспечение государственной молодежной политики

Министерство образования Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по полному и всестороннему информированию населения, в том числе молодежи, о проводимой государственной молодежной политике.

В этих целях обеспечивается доступ населения к информации о мероприятиях, проводимых в сфере государственной молодежной политики, правах и обязанностях молодежи, а также об имеющихся возможностях для реализации прав в областях здравоохранения, образования, социальной защиты, трудоустройства, организации отдыха, физической культуры и спорта и иных областях.

Государственные органы и иные государственные организации содействуют молодежным общественным объединениям в распространении информации о деятельности таких объединений.

Государственные средства массовой информации освещают мероприятия в сфере государственной молодежной политики.

В государственных программах (подпрограммах) в сфере государственной молодежной политики должно предусматриваться проведение научных исследований по проблемам молодежи. Указанные исследования осуществляются на долгосрочной основе и являются одним из условий разработки мероприятий в сфере государственной молодежной политики.

Координация проводимых научных исследований по проблемам молодежи осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы проводят анализ положения молодежи по направлениям своей деятельности и представляют статистические и аналитические данные по запросу Министерства образования Республики Беларусь.

На основании результатов научных исследований и полученных статистических и аналитических данных Министерство образования Республики Беларусь ежегодно до 15 июля года, следующего за отчетным, представляет в Совет Министров Республики Беларусь доклад о положении молодежи в Республике Беларусь. Данный доклад рассматривается Советом Министров Республики Беларусь в целях принятия соответствующих решений в сфере государственной молодежной политики.

Статья 24. Создание условий для работы с молодежью по месту жительства (месту пребывания) и месту работы

Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодежи гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться многопрофильные центры по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания), в том числе социальные службы для молодежи.

Многопрофильные центры по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания) осуществляют:

информирование молодежи о ее правах и обязанностях;

консультирование молодежи по вопросам психологической, педагогической, медицинской и юридической помощи;

социальную помощь молодым семьям;

помощь в социальной адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с молодежью по месту жительства (месту пребывания);

информирование молодежи о молодежных организациях и сферах их деятельности на соответствующей территории;

иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством.

Деятельность многопрофильных центров по работе с молодежью по месту жительства (месту пребывания) осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

В целях реализации государственной молодежной политики в государственных и иных организациях могут вводиться должности специалиста по работе с молодежью.

Государство обеспечивает подготовку и повышение квалификации кадров для работы в сфере государственной молодежной политики.

Статья 25. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики

Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством общественно значимых инициатив, обращений в государственные органы и иные организации, взаимодействия молодежных общественных объединений с указанными органами и организациями, а также в иных формах.

Для выработки предложений и рекомендаций, направленных на повышение результативности принимаемых решений по вопросам государственной молодежной политики, при государственных органах могут создаваться консультативно-совещательные органы в сфере государственной молодежной политики. Порядок создания и деятельности консультативно-совещательных органов в сфере государственной молодежной политики устанавливается государственными органами, при которых они создаются, по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

Вносимые молодежью, молодежными общественными объединениями, совещательными органами из числа молодежи в государственные органы и иные организации предложения о реализации государственной молодежной политики рассматриваются государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством.

Если для рассмотрения указанных предложений необходимы расчеты финансовых средств, сбор документов и (или) сведений, разработка проектов документов, государственные органы и иные организации оказывают информационную помощь и проводят консультации с уполномоченными представителями молодежных общественных объединений и молодежи, внесших эти предложения.

В целях формирования и реализации государственной молодежной политики, выработки и реализации управленческих решений, затрагивающих интересы молодых граждан, государственные органы взаимодействуют с молодежными общественными объединениями, в том числе с включенными в республиканский реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Признание утратившими силу некоторых актов законодательства и структурного элемента закона

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 304);

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1997 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 472);

пункт 6 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);

Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 305).

Статья 27. Меры по реализации настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры